Олимпиады



Задание I. Выберете правильный вариант ответа:
1. Описание психологической структуры личности при помощи понятий «Я (Ego)», «Оно (Id)», «Сверх-Я (Super Ego)» свойственно:
а) Олпорту Г.;
б) Маслоу А.;
в) Юнгу К.;
г) Фрейду З.

2. Слово «темперамент» происходит от слова:
а) нерв;
б) окраска;
в) скорость;
г) соразмерность.

3. Согласно учению К.Маркса, в истории выделяют:
1) первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую формации;
2) аграрно-ремесленную, индустриальную, постиндустриальную цивилизации.
а) верно суждение; 1
б) верно суждение 2;
в) верны оба суждения;
г) оба суждения не верны.

4. Цивилизацию не исследовал:
а) Шпенглер О.;
б) Данилевский Н.;
в) Тойнби А.;
г) Маркс К.

5. Термин «культура» появился в:
а) Древнем Египте;
б) Древней Греции;
в) Древнем Риме;
г) Древнем Китае.

6. Самооценка – это:
1) результат сопоставления человеком своих стремлений со своими реальными возможностями;
2) результат сравнения человеком себя с другими людьми.
а) верно суждение 1;
б) верно суждение 2;
в) верны оба суждения;
г) оба суждения не верны.

7. Гуманизм – это:


а) любовь к человеку;
б) уважение человеческой личности;
в) мировоззренческая идея, утверждающая человека высшей ценностью;
г) форма проявления человеческой сущности.



8. К культурным универсалиям относятся:
а) нормы;
б) ценности;
в) символы и язык;
г) верны все ответы.

9. Белорусская экономическая модель является:
1. правовой основой идеологии белорусского государства;
2. социально-экономической основой идеологии белорусского государства.
а) верно суждение 1;
б) верно суждение 2;
в) верны оба суждения;
г) оба суждения не верны.

10. Способ воспитания человека-гражданина, достойного члена общества в Древнем Риме:
а) культура;
б) образование;
в) пайдейя;
г) гуманизация.

11. Мотив в структуре поступка представляет собой:
а) воплощение намерений в жизнь;
б) осознанное побуждение к действию;
в) сравнение последствий с намерениями;
г) волевое усилие по достижению поставленной цели.

12. Устойчивым мотивом поведения не является:
а) установка;
б) интерес;
в) характер;
г) убеждения.

13. С точки зрения материалистического подхода:
1) развитие общества определяется его географическим положением;
2) в понимании общественного развития  общественное сознание определяет общественное бытие;
а) верно суждение 1;
б) верно суждение 2;
в) верны оба суждения;
г) оба суждения не верны.

14. Ценность - это:
 а) значимость, которую предмет или явление имеет для нас;
 б) количество труда, затраченное не производство чего-либо;
 в) сумма денег, уплаченная за то или иное благо;
 г) способность чего-либо приносить нам удовольствие.

15. Авторитарная, директивная форма воздействия на человека называется:
а) конфликтным общением;
б) императивным общением;
в) манипулятивным общением;
г) деловым общением.

16. Воображение и фантазия составляют основу:
а) искусства;
б) техники;
в) науки;
г) религии.


17. Разновидностями монологического общения  являются:


1) императивное общение;
2) опосредованное общение.


а) верно суждение 1;
б) верно суждение 2;
в) верны оба суждения;
г) оба суждения не верны.

18. Основным  субъектом  творчества является:
1) народ;              2) личность.
а) верно суждение 1;
б) верно суждение 2;
в) верны оба суждения;
г) оба суждения не верны.

19. Философское учение, которое определят первичность сознания, разума и вторичность материального мира:
а) материализм;
б) идеализм;
в) реализм;
г) абстракционизм.

20. Особенности, характеризующие поведение флегматика:
а) весёлый, общительный;
б) чувствительный, обидчивый;
в) быстрый, порывистый;
г) спокойный, медлительный.

21. В переводе с французского языка этикет означает:
а) ярлык;
б) дисциплина;
в) правило;
г) уважение.

22. Один из первых трактатов о поведении был издан:
а) у древних шумеров;
б) испанским священником Педро Альфонсо;
в) русским императором Петром І;
г) французским императором Наполеоном І.

23. Автором высказывания «Все, что мы получаем, - это условия жизни, и только то, что мы отдаем, - сама жизнь» является:
а) Ч.Айтматов;
б) А.С. Пушкин;
в) Л.Н. Толстой;
г) В.А. Сухомлинский.

24. Качество, важное для бесконфликтного общения и конструктивного разрешения конфликтов, это:


1) эмпатия;
2) умение быть ответственным  в отношениях.


а) верно суждение 1;
б) верно суждение 2;
в) верны оба суждения;
г) оба суждения не верны.

25. Снисходительное отношение к незначительным поступкам и упущениям других называется:
а) великодушие;
б) гуманность;
в) терпимость;
г) толерантность.

26. «Эффект проекции» подразумевает:
1) побуждение находить в другом, как в зеркале, собственные свойства, черты и состояния;
2) предварительно возникшее общее впечатление о человеке.
а) верно суждение 1;
б) верно суждение 2;
в) верны оба суждения;
г) оба суждения не верны.

27. Менталитет в переводе с латинского языка означает:
а) независимость;
б) мышление;
в) терпеливость;
г) выносливость.

28. Слово «совесть» произошло от старославянского:
а) «себя оправдывать»;
б) «себя ведать»;
в) «себя понимать»;
г) «себя искать».

29. Один из первых трактатов о поведении, изданный в средние века, в 1204 году, назывался:
а) «Дисциплина клерикалис»;    в) «Трактат о поведении»;
б) «Дисциплина и этикет»;         г) «Трактат  о проведении земного времени».

30. Конформизм проявляется в форме:
а) «Ведем себя так, как принято, внутренне, однако, не соглашаясь с тем, что делаем»;
б) «Верим в правильность того, что вынуждает нас делать группа».
а) верно суждение 1
б) верно суждение 2
в) верны оба суждения
г) оба суждения не верны

Обществоведение(II этап), 9 класс                                                                                                                                                                                     Страница 3 из 6
Задание II. Соотнесите:
1) термины:
1) страх;
2) традиция;
3) благодать;
4) толпа.
а) phobos;
б) charisma;
в) vulgus;
г) traditio.
2) высказывание и автора
1) Протагор
а) «Человек – есть мера всех вещей»;
2) А. де Сент-Экзюпери
б) «Будьте внимательны к своим мыслям – они начало поступков»;
3) Пифагор
в) «Статую красит вид, а человека – деяния его»;
4) Лао-Цзы
г) «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения».

3) термин и определение
1) «высокая» культура
а) определяющие, основные принципы организации общественных связей и отношений, условия и направленность социального развития;
2) народная культура
б) система норм и ценностей, которые противоречат основным аспектам господствующей культуры;
3) субкультура
в) культура, включавшая сказки, фольклор, песни и мифы и принадлежавшая бедным слоям общества;
4) контркультура
г) изящное искусство, классическая музыка и литература, создаваемые и воспринятые элитой;

д) система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества.

4) функции культуры с их значением:
1) ценностная
а) способствование усвоению людьми норм и правил, регламентирующих их поведение и деятельность;
2) адаптивная
б) формирование у человека определенных ценностных потребностей и ориентиров, позволяющих распознавать значимое и незначимое в жизни;
3) нормативная
в) интеграция многообразия культур в единое целое с помощью культурных универсалий;

г) приспособление людей к различным природным условиям.

5) Понятие и определение:
1) сотрудничество
а) стремление уйти от конфликта путем уступок;
2) компромисс
б) действия, направленные на то, чтобы настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы;
3) уклонение
в) выйти из ситуации, не уступая оппоненту, но и  не настаивая  на своем;
4) приспособление
г) урегулирование разногласий через взаимные уступки;
5) конкуренция
д) поиск решения, которое удовлетворило бы интересы всех  участников  конфликта.

6) Понятие и определение:
1) конформность
а) Опровержение человеком мнения большинства, протест подчинению, кажущаяся независимость личности от мнения группы, хотя на самом деле  точка зрения большинства является основой для поведения человека;
2) нонконформизм
б) Активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности или мотива;
3) деятельность
в) Носитель предметно-практической деятельности, активное начало преобразования и познания действительности с присущими ему самосознанием, усвоенными программами деятельности, миром культуры, формами языка и т.д.;
4) субъект деятельности
г) Высший результат культурно-эмоционального развития человека, выполняющий в его жизни и деятельности, в общении с окружающими людьми мотивирующую роль;

д) Подверженность человека групповому давлению, изменение его поведения под влиянием других лиц, сознательная уступчивость человека мнению большинства для избегания конфликта с ним.

7) Законы жизненного пути с цитатами, их подтверждающими:
1) верить в свои силы
а) «Человек дорожит лишь тем, во что он вложил частицу своей души, своего сердца»;
2) постоянно трудиться
б) «Избегай людей, которые, видя твои пороки и недостатки, оправдывают их или даже одобряют»;

3) стремиться к
самосовершенствованию
в) «В мире нет ничего, чего бы не мог обнять одаренный чувством и разумом человек»;
4) жить по совести
г) «Человек - целый мир, было бы только основное побуждение в нем благородно»;
5) беречь результаты своего и чужого труда
д) «Для человека мысль – венец  всего живого,  а чистота души есть бытия основа».
6) понимать людей,
выбирать в друзья лучших из них

8) Понятие и определение:
1) благородство 2) великодушие 3) чуткость 4) дружба
а) способность снисходительно относиться к незначимым проступкам и упущениям других, готовность бескорыстно жертвовать своими интересами ради них;
б) отношение к людям, которое предполагает заботу об их нуждах, внимательность к их потребностям и интересам, мыслям и чувствам;
в) уважение к другому человеку, бескорыстие и самоотверженность, общность интересов;
г) отношение человека к людям направляется возвышенными мотивами, связано с самоотверженностью, мужеством, высокими идеалами.

Задание III. Допишите определения данных терминов:


1) Темперамент - это…
2) Менталитет - это…
3) Осознание себя гражданином мира, а не конкретной страны - это …
4) Контркультура-это…
5) Субкультура привилегированных групп общества - это…



Задание IV. Вставьте вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из предложенного. Они даны в списке в единственном числе и пронумерованы. Применяются один раз. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте.
«Для обозначения человека как представителя человеческого рода ученые используют термин «…». Совокупность черт, отличающих человека от всех других, определяется понятием «…». При этом учитываются «…» его характеристики. Понятием «…» определяют систему «…» характеристик
человека как члена общества. Решающее значение имеет здесь «…» как продолжающийся «…» процесс усвоения культурных норм и социальных «…». Для ребенка до 10–12 лет решающим является мнение «…»; подростку необходимо мнение «…».
1) социализация;
9) социальная регуляция;
2) роль;
10) только биологические;
3) родители;
11) социально значимые;
4) личность;
12) в детские годы;
5) группа сверстников;
13) индивидуальность;
6) биологические и социальные;
14) статус;
7) индивид;
15) адаптация.
8) на протяжении жизни;


                             УТВЕРЖДАЮ
Директор Стружской средней школы
                                                               _______________ М.Г. Денисович
                                            _______________  2018


 Задания
  первого этапа олимпиады
по финансовой грамотности



1.   Бумажная купюра какого номинала НЕ была выпущена в обращение с 1 июля 2016 года?
а) 5 рублей
б) 1 рубль
в) 10 рублей
г) 20 рублей

2.   Дашина бабушка увидела, что у нее в старом сундучке остались
500 000 белорусских рублей старого образца. Можно ли их обменять на банкноты нового образца?
а) нет, уже нигде нельзя обменять
б) можно, в банке
в) можно, в магазине
г) можно, но только на валютно-фондовой бирже

3.   Зачем у банковских карточек ПИН-код?
а) чтобы не перепутать свою карточку с чужой
б) чтобы воспользоваться карточкой мог только ее владелец
в) чтобы было проще найти карточку, если она потеряется
г) чтобы твоей карточкой могли пользоваться друзья

4.   Сколько денег можно накопить за год (не високосный), если откладывать каждый день по 5 копеек? _____________________________

5.   Найдите соответствие между словами в столбцах 1 и 2 и составьте пары (ответ запишите в виде последовательности букв и цифр по образцу: А-1 Б-2 В-3)
1
2
А. Облигация
1. Интернет-банкинг
Б. Логин и пароль
2. Ценная бумага
В. Касса
Г. Акциз
3. Отделение банка
4. Налог
__________________________________________________________________

6.   Решите задачу
В банке установлены следующие курсы валют:
Валюта
Покупка
Продажа
Доллар США
1 рубль 92 копейки
1 рубль 95 копеек

Сколько белорусских рублей выдаст банк за 120 долларов США?

7.   Какой государственный орган в Республике Беларусь осуществляет контроль за уплатой налогов?
а) Министерство финансов
б) Национальный банк
в) Министерство по налогам и сборам
г) Министерство иностранных дел

8.   Что относится к ценным бумагам?
а) акция
б) лотерейный билет
в) проездной билет
г) паспорт

9.   Укажите синоним к словосочетанию «Национальный банк»
а) Беларусбанк
б) Центральный банк
в) Народный банк

10.   В каких случаях предъявление паспорта обязательно?
а) при покупке иностранной валюты в банке
б) при продаже иностранной валюты в банке
в) при оплате долга по кредиту в банке
г) во всех вышеперечисленных случаях

11.   В банке можно:
а) получить кредит, приобрести ценные бумаги
б) купить экономический журнал, отправить перевод
в) отправить посылку, снять наличные с платежной карты
г) оплатить услуги, приобрести канцелярские товары

12.            Петя решил быть максимально осторожным при использовании банковской карты. Что он мог сделать, чтобы защититься от мошенников?
а) подключить услугу СМС-оповещения обо всех операциях по карте
б) установить ежедневный и ежемесячный лимит на снятие наличных
в) не писать ПИН-код на карте
г) все вышеперечисленное

13.            У Сергея Николаевича есть машина. В случае ее повреждения по чужой вине ему компенсируют расходы на ремонт автомобиля. Как называется такая защита от рисков?
а) кредитование
б) овердрафт
в) страхование

14.   Какие виды страхования существуют в Республике Беларусь?
а) страхование имущества
б) медицинское страхование
в) страхование от несчастных случаев
г) все вышеперечисленное

15.   Чего нельзя сделать с помощью банковской карты?
а) положить деньги на телефон
б) расплатиться в супермаркете
в) заплатить за проезд в автобусе
г) купить билеты на поезд

16.   Почему не рекомендуется пользоваться банкоматами, расположенными в сомнительных местах?
а) эти банкоматы взимают более высокую комиссию за операции с банковской картой
б) эти банкоматы, как правило, сделаны по устаревшей технологии
в) в этих банкоматах выше вероятность мошенничества
г) в этих банкоматах неудобные кнопки

17.   К безналичным деньгам относятся:
а) монеты
б) банкноты
в) средства на банковском счете
г) все вышеперечисленное

18.   Банк:
а) платит проценты вкладчикам
б) платит проценты тем, кто берёт кредиты
в) платит проценты и тем, и другим
г) платит проценты государству














 







Комментарии

Популярные сообщения из этого блога